Контакты:

Телефон: 8(8652)26-51-98
E:mail: mdou40@rambler.ru

Наш Адрес:

355035 город Ставрополь, улица Комсомольская, 99

Одаренный ребенок

19.01.2023

«Одаренный ребенок в детском саду – пути и проблемы в воспитании»

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                               В. А. Сухомлинский.

Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенкапробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность – понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;
  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;        
  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения.

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступеней способностей. Каждая ступень – это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2-3 года) – копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3-4 года) – погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны.

Третий этап (4-5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.

Четвертый этап (5-6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.

Пятый этап (6-7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Одаренные дети – особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми – это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям: во-первых, это реализация задач авторской программы, составленной специально для работы с одаренными детьми; во-вторых – студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им может быть трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. В дошкольные годы одарённые дети являются возрастными эгоцентристами при толковании событий и явлений. Такие дети могут страдать от неприятия их сверстниками, а это развивает у них негативную оценку самих себя.

Изучая причины уязвимости одарённых детей, учёные приводят следующие факторы: стремление к совершенству, ощущение неудовлетворённости, сверхчувствительность, потребность во внимании к взрослых, нетерпимость. Часть одарённых детей испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем в общении, чем даже у обычных детей.

Главная задача взрослого – привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы и легко ранимы, поэтому от них больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта