Контакты:

Телефон: 8(8652)26-51-98
E:mail: mdou40@rambler.ru

Наш Адрес:

355035 город Ставрополь, улица Комсомольская, 99

Серьезно о смешном

28.04.2020

Как развить чувство юмора у ребенка?

Чувство юмора – одна из эмоций человека, ее высшее проявление – на стыке нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. Чувство юмора является составляющей частью познавательной и коммуникативной функций человека, способствует развитию мышления и интеллекта. Поэтому каждый человек с чувством юмора уникален. Умеющие шутить и понимать юмор люди легче находят друзей, имеют более адекватную самооценку, спокойнее воспринимают жизненные невзгоды, проще справляются с творческими задачами, меньше болеют и быстрее выздоравливают.

Пусть чувство юмора у ребенка считают врожденным, но нам все-таки по силам развить его у детей и показать им ценность смеха и его действие на окружающих и самих себя. Смех является естественным двигательным и мимическим выражением нескольких чувств.  Не надо приучать ребенка смеяться над собой. Лучше побольше фиксируйтесь на достоинствах и хороших поступках детей, повышая их самооценку, вселяя в них уверенность. И когда дети психологически укрепятся, они сами дозреют до того, чтобы посмеяться над своими промахами.

Развитие чувства юмора во многом зависит от уровня культуры в обществе. Поэтому задача взрослых как раз и состоит в том, чтобы дать мальчикам и девочкам правильные ориентиры, отвадить от плохого и пристрастить к хорошему. Если мы, взрослые, хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы должны постараться не задавить у детей такие «витамины роста», как природную жизнерадостность и непосредственность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого необходимо прежде всего следить за своим выражением лица, своей речью и интонацией.

Общепризнанные этические требования к эффективному использованию юмора в качестве специфического приема воспитательного взаимодействия: 

  • Нельзя подвергать осмеянию личность ребенка, можно смеяться лишь над отдельной чертой его характера либо конкретным поступком;
  • Высмеивать можно только то, что ребенок может исправить, изменить;
  • Не стоит первым начинать смеяться над собственной шуткой, даже очень удачной;
  • Грубые и пошлые шутки есть свидетельство низкой внутренней культуры человека;
  • Никакая шутка не должна унижать достоинство;
  • Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах ребенка;
  • Нельзя сердиться на проявление юмора детьми, нужно всегда быть готовым ответить на их шутку, уметь посмеяться над собой.
  • Создайте развивающую мозг среду: общайтесь с ребёнком как можно больше, улыбайтесь ему, но не увлекайтесь. Ориентируйтесь на состояние малыша, чтобы не перевозбудить его.
  • Шутите сами. Рассказывайте смешные истории из своей жизни и сегодняшнего дня, читайте смешные книжки, находите забавное в происходящем вокруг вас.
  • Поддерживайте попытки ребёнка рассмешить вас и окружающих.
  • Объясняйте, в каких случаях то, что может казаться смешным, таковым не является.
  • Поймите сами и объясните ребёнку разницу между шутками и подшучиванием, которое содержит дозу скрытой агрессии. Так можно обидеть, а не развеселить. И это не значит, что у собеседника неразвитое чувство юмора, это признак того, что он не знает, как защититься от агрессии. Дети у таких вечно подшучивающих над ними родителей часто имеют низкую самооценку. Если вы шутите в такой манере, то шутите над собой, а не над ребёнком.
  • Играйте в игры на развитие ассоциативного мышления и воображения, например: придумай пять слов, на которые похож этот предмет (для детей постарше — пять слов, на которые похоже это слово); придумай, как можно использовать этот предмет не по назначению (что можно делать ложкой, кроме как есть?). Разговаривайте на придуманном языке, ищите несоответствия между стихотворением в книге и иллюстрацией художника.

Важное значение в развитие чувства юмора отводится детской литературе. Именно у нее есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство – юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. На пути своего развития ребята должны научиться оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать каламбур и веселое звучание поговорки.

Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной. Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма.

Именно со знакомства с фольклором начинается воспитание чувства юмора. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Взрослые могут пополнить запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми. Среди детского фольклора необходимо обратить внимание на такие жанры как прибаутки, небылицы, дразнилки, частушки.

Говоря о произведениях художественной литературы с точки зрения воспитания юмора, неоценимо творчество таких писателей и поэтов, как К.И.Чуковского, Б. Заходера, Н.Н. Носова, Г.Остера, Э.Успенского, В.Драгунского, Ю.Мориц, Тима Собакина.

Юмористические произведения изобразительного искусства –  так же особенно сильное и незаменимое средство развития чувства юмора дошкольников. Волнуя и радуя ребенка, они заставляют его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Посмотрев на юмористические произведения изобразительного искусства, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Внешним проявлением чувства юмора есть улыбка и смех.  Всегда ищите поводы порадоваться вместе с ребёнком тому, что происходит вокруг вас. Учите ребенка смеяться и смейтесь вместе с ним!

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта