Контакты:

Телефон: 8(8652)26-51-98
E:mail: mdou40@rambler.ru

Наш Адрес:

355035 город Ставрополь, улица Комсомольская, 99

Формирование лексико-грамматической стороны речи дошкольников через дидактические игры и пособия с математическим содержанием

15.03.2017

Рекомендации даёт  учитель-логопед Ольшницкая Марина Николаевна

Сегодня, в связи с возрастающими требованиями к уровню подготовки к школе и общей образованности детей, возникает необходимость коррекции не только речевого недоразвития, но и нормализации всей психической сферы ребенка. В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым  недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостатками высших психических функций: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания. Поэтому процесс подготовки ребенка к школе требует слаженной работы комплекса сенсорно — персептивных, речевых и интеллектуальных функций и интересен в аспекте взаимодействия речи и других психических функций. Отсюда следует, что в ходе устранения речевого недоразвития хороши все формы и виды дидактических игр и пособий (в данном случае мы говорим об использовании математических игр и пособий).

         В процессе своей практической деятельности заметила, что дети с ОНР с трудом усваивают пространственные и временные отношения, различные грамматические категории и обороты. Это негативно влияет на познавательное развитие ребенка с нарушением речи в целом. Однако коррекционная работа с детьми с речевой патологией традиционно рассматривается с позиции преодоления нарушений речи и только. Но в достижении наших, логопедических, целей «все средства хороши». Поэтому сегодня рассматривается вопрос формирования лексико-грамматических сторон речи посредством дидактических игр и пособий с математическим содержанием.

         Дидактические игры и пособия математического содержания являются мощным средством речевого развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это положение и делает математические игры значимыми для комплексной коррекции отклонений при ОНР. При выполнении заданий детям зачастую необходимо несколько раз повторять инструкцию и давать дополнительные вербальные инструкции. Поэтому все игры и пособия должны быть яркими, разнообразными, с привлечением тактильного анализатора и доступными по содержанию.

         Свои игры и пособия с математическим содержанием я разбила на несколько видов, каждый из которых нацелен на достижение определенных логопедических целей и задач. Причем почти каждое пособие имеет несколько, порой не связанных между собой целей. Например, практически все эти игры можно применять не только в работе с отдельными грамматическими категориями, но и использовать при прохождении лексических тем.

         Наибольшую трудность у дошкольников с ОНР вызывает ориентировка в пространстве. Дети могут найти место предмета, указать, где он находится (вверху, внизу, спереди, сзади, слева…). Но они не справляются с заданием, требующим развернутого речевого высказывания, содержащего пространственные предлоги (над, под…) и наречия (сверху, снизу…). Исследования показали, что дошкольники ориентируются в пространстве на основе чувственной системы отсчета, а освоение словесной системой по основным пространственным направлениям происходит медленно и с трудом. Для достижения этой цели я подобрала ряд дидактических игр и пособий с математическим содержанием.

  1. «Найди свое место». Раздаются карточки с изображением геометрических фигур разного размера и цвета. Ведущий бросает кубик с изображением стрелки. Ребенок приклеивает карточку, поговаривая: «Я приклеил большой круг красного цвета над маленьким голубым квадратом»…
  2. «Клоуны». Клоуны Рыжий и Белый сидеть не умеют без дела. Танцуют они и смеются, резвятся, хохочут, дерутся. Выставляются фигуры 2-х клоунов. Дети держат в руках пуговицы разной формы, размера и цвета; приклеивают их, проговаривая: «Я приклеил красную маленькую пуговицу под большой розовой»…
  3. «Поможем Мальвине» (с фланелеграфом). Выставляется фланелеграф. Дети строят шкаф для посуды, соотнося число и цифру: читают номера на шкафах (3, 4, 5). Проговаривают: «На верхнюю полку нужно поставить 1 голубую и 2 розовых чашки»…
  4. «Чего не стало?». Выставляется 8 игрушек, пересчитываются. Затем 2 игрушки убираются. Вопросы: «Стало больше игрушек или меньше?», «Какие исчезли?», «За какими стояли?», «Перед какими?», «Между какими?», «Какой по счету стояла 1-я, 2-я?»…

 

         Несмотря на то, что дети имеют сформированные представления о натуральном ряде чисел, умеют сравнивать множества по количеству, понимают и употребляют числительные, у них наблюдаются трудности в установлении зависимостей и отношений между числительными и существительными.

         Эту задачу помогают решить следующие математические игры.

  1. «Сосчитай-ка». Детям раздаются карточки типа лото с изображенными на них предметными картинками. Ведущий бросает кубик с точками от 1 до 5. Дети находят карточку с таким же количеством предметов и проговаривают: «У меня 4 слона…5 огурцов…»
  2. «Найди пару». Ведущий ударяет по столу несколько раз, дети находят карточку с изображением такого же количества предметов: 3 мяча…5 зайцев…
  3. «Сколько?». В середину цветика — семицветика выставляется карточка с цифрой. Дети выкладывают на лепестки карточки с изображением предметов: 3 чашки… 5 корзинок…

4. «Математический автобус». Выставляется игрушечный автобус, имеющий прорези для цифр. Дети берут цифры, вставляют их в прорези и проговаривают: «Я первый,…я вторая…»

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта