Контакты:

Телефон: 8(8652)26-51-98
E:mail: mdou40@rambler.ru

Наш Адрес:

355035 город Ставрополь, улица Комсомольская, 99

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

10.10.2016

Умение сосредотачиваться на звуке — слуховое внимание — очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребёнок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха — научить ребёнка слушать и слышать. Наш учитель-логопед Ольшницкая Марина Николаевна приводит пример простых игр и упражнений, которые помогут в развитии слухового внимания, фонематического слуха и речи вашего ребёнка.

1.Развитие слухового внимания.

Игра «Тихо-громко»

Цель: развитие координации чувства ритма.

Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши).

Описание игры:

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Игра «Отгадай, что звучит»

Цель: развитие умения определять предмет по звуку.

Оборудование: бумага, бубен, погремушка и др. 

Описание игры:

Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издаёт барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звук так, чтобы ребёнок не видел сам предмет. А ребёнок должен постараться угадать, какой предмет издаёт такой звук.

Игра «Посмотрим, кто говорит»

Цель: учить по голосу, определять название животных.

Оборудование: картинки с изображением различных животных.

Описание игры.

Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребёнку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребёнок угадает, какое животное так «говорит».

Игра «Слышим звон и знаем, где он»

Цель: учить определять направление звука.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры.

Попросите ребёнка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Подскажи словечко»

Описание игры.

Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.

Игра «Красный – белый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры.

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

  1. Развитие физиологического дыхания.

Игра «Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные кораблики.

Описание игры.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь. Сложив губы, как для звука [Ф], дуем потихоньку, кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п» — губы складываются как для звука [П], или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щёк. Вызванный ребёнок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определённому месту (городу).

  1. Развитие голоса

Игра «Вьюга»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание игры.

Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу взрослого «Вьюга начинается», тихо произносят: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончилась» — замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания взрослого заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта